Портрет нетипичного арендатора офиса в бизнес-центре

Состояние рынка коммерческой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга претерпевает изменения, и процесс поиска новых концепций и форматов развития деловых комплексов оказывает прямое влияние на выбор потенциальных арендаторов. Происходит смена состава съемщиков, и компании, которые еще несколько лет назад невозможно было представить себе в числе арендаторов, сегодня занимают целые этажи в новых бизнес-центрах.

Смена состава арендаторов происходит по следующим причинам:

  • объединение крупных компаний;

  • снижение спроса на аренду классических офисов в бизнес-центрах СПб в связи с переходом большей части сотрудников на удаленную работу или в коворкинги;

  • сокращение числа платежеспособных клиентов в связи с ухудшением экономической обстановки;

  • оптимизация арендных расходов;

  • сложности с привлечением арендаторов в новые бизнес-центры класса А и B.

Вместе с экономическими трансформациями, происходящими в стране, изменилась позиция собственников офисных центров, которые вынуждены взглянуть на привычные обстоятельства под другим углом. Если раньше доля неклассических арендаторов была незначительна, то сегодня в деловых комплексах класса В и С она может достигать 50-70%. Чуть меньше «новичков» в БЦ класса А — около 10%.

Собственники объектов гибко реагируют на нехватку потенциальных арендаторов снижением требований к организациям и готовы к сотрудничеству с непрофильными компаниями. К примеру, в качестве якорного арендатора могут рассматриваться спортивный комплекс, для которого потребуется отдельная входная группа, или медицинская клиника, которая пару лет назад даже не представляла себе размещение в деловом центре.

Кризис воплотил в жизнь планы тех, кто раньше мечтал об аренде в престижном БЦ. Изменили свое отношение к выбору арендуемого пространства галереи, салоны красоты, коворкинги, кафе и рестораны. Совсем недавно они предпочитали размещаться в торговых комплексах, а сегодня готовы рассматривать в качестве подходящей локации бизнес-центры класса А, зачастую выступая в роли якорных арендаторов.

Многофункциональность современных деловых центров превращает их в сложную систему, находясь в которой сотрудник фирмы имеет возможность не только плодотворно работать, но и комфортно отдыхать, сочетая трудовые будни с посещением инфраструктурных объектов.

Присутствие нетипичных арендаторов в БЦ не всегда проходит гладко. Некоторые из них могут, например, нарушать тишину и мешать другим компаниям, в то время как для других арендаторов важным условием успешности бизнеса является возможность клиентов беспрепятственно пройти в деловой комплекс, в том числе во внеурочное время.

Граница между классическими и нестандартными арендаторами стерлась, сегодня не существует категорически неудобных клиентов. Несмотря на недостатки, которыми сопровождается взаимодействие с непрофильными арендаторами, владельцы БЦ класса А, B и C получают от них стабильную прибыль. Девелоперы заинтересованы в том, чтобы расширить клиентскую базу и увеличить обоюдную выгоду для всех участников сделки по аренде коммерческой недвижимости. По мнению аналитиков, непрофильные арендаторы останутся востребованными в БЦ Москвы и Санкт-Петербурга в ближайшие годы, и если оба участника сделки подробно обсудят условия контракта и учтут интересы сторон, как бизнес-центр, так и компания-арендатор останутся в выигрыше.

Запись опубликована в рубрике Записки прораба. Добавьте в закладки постоянную ссылку.