Шпалы и рельсы

«Проедемся» по железной дороге и разберёмся – из чего она сделана? Железнодорожный путь — сложная конструкция, состоящая из верхнего и нижнего строения пути. К верхнему строению относятся рельсы, шпалы, на них и остановимся.

Слово «рельс» пришло из Англии, где слово rails значит собственно железную дорогу, рельсы, происходя от rail — «перила, поручень; ограда», от старофранцузского reille, восходящего к латинскому regula — «прямая палка, линейка». Во второй половине XIX в. в период бурного развития железнодорожного строительства, рельсы были главным видом прокатной продукции.

Слово «шпала» было позаимствовано не из английского, а из голландского: spalk — «подпорка». При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные и мостовые шпалы, (причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал), а затем и другие типы шпал.

Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным балластом, малая чувствительность к колебаниям температуры. Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых радиусом менее 350 м. Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних условий и интенсивности эксплуатации) составляет от 7 до 40 лет.

Пропитанные деревянные шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, кедра, хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция их загнивания в местах крепления к ним рельсов. Для шпал эксплуатируемых в тяжелых условиях: опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. применяется пропитка. Пропитка шпал осуществляется каменноугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК. В настоящее время в России пропитка осуществляется методом «вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.

Запись опубликована в рубрике 2021. Добавьте в закладки постоянную ссылку.